Стр. 10 - oblast-75

Упрощенная HTML-версия

10
Молдахмет Кенбаев.
(биографический очерк)
«Сегодня никого не удивить словосочетанием «казах - художник»,
сейчас нас уже несколько сот, а давно ли их было единицы?»
М. Кенбаев
Главным фактором и отличительной особенностью развития изобразительного
искусства Казахстана XX века всегда было константное претворение в нем идеи
независимости. Конечно, каждый этап становления и развития художественной
школы, по своему ставил и решал эти задачи. Претворение в живописных
образах и живописной системе идеи независимости зависело от
профессионального уровня художников, от уровня самой национальной школы.
Период зрелости национальной художественной школы в 1950-е годы
ознаменовался приходом в искусство Казахстана ряда профессионально
подготовленных, одаренных художников. Вошедшие в этот период в искусство
Казахстана, К. Тельжанов, М. Кенбаев, С. Мамбеев. К. Шаяхметов, Ж.
Шарденов, Р. Сахи и другие живописцы получили профессиональное
образование в лучших художественных вузах Ленинграда и Москвы. В их
творчестве соединилось свободное владение приемами европейской и русской
школы с особенностями генетического склада мировосприятия и творческого
самовыражения, присущего потомкам кочевников.
Молдахмет Сыздыкович кенбаев родился в 1925 году в Джангильдинском
районе, Костанайской области в семье бедняка-крестьянина. Рано осиротев, он
с 1931 года до 1941 года воспитывался в детском доме. Любовь к рисованию
проявилась у него в самом раннем возрасте, уже тогда детские рисунки
Молдахмета обратили на себя внимание учителей. Они экспонировались на
республиканской художественной выставке детского рисунка в 1938 году, на
выставках, организованных Алма-Атинским домом пионеров, а также на
Всесоюзной выставке детского рисунка в Москве, где он участвовал акварелью
«Девушка за работой». Уже тогда пресса не оставалась равнодушной к работам
юного художника, некоторые из них были репродуцированы в пионерской
газете.
В коллективном сборнике «Цветы чудесного сада», вышедшем в Алма-
Ате в 1940 г., среди рисунков других ребят есть работа юного М. Кенбаева –
«Новый Казахстан». Линии электропередач, дымящиеся трубы заводов,
многоэтажные дома и, конечно, люди – рабочие, шахтеры с отбойными
молотками на плечах. Все это занимало мальчишиское воображение,
Молдахмет изобразил на фоне величественных гор Заилийского Алатау.