Стр. 13 - oblast-75

Упрощенная HTML-версия

13
«
Беседа
», «
Ловля лошади
» идеи гармонии, родства человека с природой
раскрываются как принципиальные для художника категории.
Все три полотна очень музыкальны, но характер мелодий - совершенно
различен. «Песня чабана» - словно восторженная песня; «Беседа» – это
лирический дуэт; «Ловля лошади» - темпераментный кюй, почти гимн природе
и человеку.
Главный герой Кенбаева –
земля Казахстана. Человек един с
ней так, как едина часть с целым.
Природа активна, динамична, жива.
И
человек
всегда
деятелен,
оглядывает ли он по хозяйски
горделиво стада и просторы («Песня
чабана»,
1955),
занят ли
изготовлением
ковров
Кошмоделие
», 1958).
Художник явно предпочитает
изображать мирную жизнь. Даже в
полотне «Отряд Джангильдина», (1956) он показывает не битву, а привал: люди
заняты неспешными делами во время дарованной им передышки,
возвращающей им богатство проявлений человеческой личности.
1958 год был счастливым в творчестве художника. Одновременно с
подготовкой к Декаде казахского искусства и литературы в Москве М. Кенбаев
принял участие в республиканском закрытом конкурсе на проект
скульптурного памятника выдающемуся казахскому композитору Курмангазы
Сагырбаеву. За проект, представленный под девизом «Земля», художник
получил первую премию. Проект не был осуществлен, но образ Курмангазы
прочно и надолго вошел в творчество М. Кенбаева.
Свою картину о Курмангазы Кенбаев назвал «
Сары-Арка
».
Это название носит один из обширных районов Центрального Казахстана.
Так называется и знаменитый кюй Курмангазы. Оно как нельзя лучше подходит
к картине. Образ Курмангазы в творчестве Кенбаева занял большое место.